Загрузка...

Новые санкции: что произойдет с экономикой России после введения США очередных ограничительных мер

Экономика
2787
Оправдательные приговор спецпрокурора Роберта Мюллера не стал поводом для Вашингтона отказаться от недружественной политики введения антироссийских санкций.
россия, сша, роберт мюллер, санкции, вмешательство, выборы, дональд трамп, экономика

В конгресс США внесён законопроект, который регламентирует санкционные меры против РФ и третьих стран за «вмешательство» в будущие американские выборы. Документ делегирует главе Нацразведки полномочия после каждых федеральных выборов определять, имело ли место иностранное вмешательство в электоральный процесс. В том случае, если этот факт будет установлен «с высокой долей уверенности», конгресс может вводить ограничения против банковского сектора, госдолга, энергетического и оборонного сектора России и других стран. Эксперты отмечают, что многие американские политики заинтересованы в генерации новых санкционных законопроектов, однако сомневаются в том, что предлагаемый документ будет принят в текущей редакции. При этом аналитики полагают, что российская экономика уже достаточно хорошо адаптировалась к нынешним реалиям и со временем санкции оказывают всё меньший эффект на рынок.

Два американских сенатора внесли в конгресс США законопроект о возможном введении санкций против России и третьих стран за «вмешательство» в будущие выборы федерального уровня. Соответствующий документ был представлен демократом Крисом Ван Холленом и республиканцем Марко Рубио.

Как отмечают парламентарии, закон «Об установлении жёстких рамок для защиты выборов» (DETER Act) направлен на «сдерживание иностранного вмешательства в американские выборы». В частности, предлагается законодательно закрепить следующую процедуру: не позднее чем через 60 дней после каждых федеральных выборов глава Нацразведки после необходимых консультаций с другими компетентными органами должен представить конгрессу доклад о том, вмешивалось ли какое-либо иностранное правительство или связанные с ним лица в выборный процесс.

В том случае, если «с высокой долей уверенности» будет установлено, что подобное вмешательство имело место, то глава Нацразведки должен сообщить конгрессу, какое именно правительство или иностранный субъект участвовали в этом процессе. В законопроекте отдельно прописано, что директор Нацразведки должен предоставить парламенту перечень российских высокопоставленных политических деятелей или олигархов, которые прямо или косвенно способствовали вмешательству, если его факт будет «установлен».

Кроме того, в случае принятия DETER Act президент США должен будет регулярно предоставлять профильным комитетам конгресса оценочные отчёты об объёмах и использовании средств президентом Владимиром Путиным и высокопоставленными политическими деятелями РФ, находящимися в санкционных списках.

Причём для подготовки этих отчётов могут использоваться любые «достоверные публикации», включая материалы интернет-ресурсов, а также данные любых правительственных структур или НКО.

В качестве мер санкционного воздействия в том случае, если «российское вмешательство» в американские выборы будет «доказано», законопроект предполагает блокирование активов и ограничение деятельности следующих финансовых учреждений: Сбербанк, ВТБ, «Газпромбанк», Внешэкономбанк и «Россельхозбанк».

Кроме того, предлагается вводить запрет на инвестиции в энергетический сектор РФ и операции с российским суверенным долгом, а также блокировать активы высокопоставленных чиновников, олигархов, учреждений оборонного и разведывательного профиля.

Президент Соединённых Штатов может приостановить действие указанных санкций в том случае, если разведсообщество по итогам консультаций с другими компетентными органами представит доклад, согласно которому «правительство РФ не занималось вмешательством в американские выборы на протяжении по меньшей мере одного федерального избирательного цикла».

Причём после приостановки санкций президент должен раз в три месяца предоставлять в конгресс отчёты о действиях Москвы, которые «достоверно демонстрируют существенное изменение в поведении», а также содержат «достоверные обязательства не участвовать в подобном вмешательстве в будущем». Если же такие действия не будут зафиксированы, вышеуказанные санкции должны быть возобновлены.

Полное снятие санкций предполагается в том случае, если власти США сочтут, что Москва на протяжении по меньшей мере двух федеральных избирательных циклов не «вмешивалась» в выборы, а президент получит от Москвы обязательство не заниматься «подобной деятельностью» в будущем.

Причём, хотя законопроект в целом направлен против России, в нём отмечается, что разведсообщество США рассматривает в качестве потенциальных источников угрозы своим выборным процессам также Китай, Иран и КНДР.

Добавим, что Рубио и Ван Холлен представили первую редакцию законопроекта DETER Act ещё в январе 2018 года. С тех пор законопроект прошёл ряд слушаний в комитетах конгресса и в итоге увеличился в объёме с 20 до 27 страниц.

«Этот законопроект, получивший существенную поддержку в конгрессе прошлого созыва, направляет России и другим иностранным субъектам, стремящимся нарушить ход выборов в США, ясный и мощный сигнал: вмешательство в деятельность кандидатов и избирательных штабов или в инфраструктуру избирательной системы повлечёт за собой незамедлительную и жёсткую ответную реакцию», — отмечается в совместном заявлении сенаторов.

Российская тема

Законопроект «Об установлении жёстких рамок для защиты выборов» был внесён в конгресс всего через полторы недели после того, как спецпрокурор Роберт Мюллер завершил своё многомесячное расследование о «российском вмешательстве» в выборы 2016 года и предполагаемых связях с Москвой предвыборного штаба Дональда Трампа.

Согласно частично обнародованным Минюстом США итогам этого разбирательства, факт какого-либо сговора между Москвой и штабом Трампа не подтвердился, хотя в ходе своего расследования Мюллер предъявил обвинения группе российских граждан во «вмешательстве» в президентские выборы. Сейчас практически все политические силы как в самих США, так и за их пределами по тем или иным причинам выступают за полную публикацию документа.

По словам политолога и эксперта Центра исследования проблем безопасности РАН Константина Блохина, американские политики будут продолжать генерировать новые санкции против России, поскольку в Вашингтоне заинтересованы в усилении давления на Москву и ряд других стран мира.

«Они уже готовят общественность к тому, что есть две главных проблемы для США — Россия и Китай. Российская тема будет одной из доминирующих. Это лишь повод для введения новых санкций для усиления военно-политического давления на нашу страну, для некой попытки консолидировать расколотый Запад. Тут главное — найти повод», — отметил Блохин.

Собеседник RT добавил, что, несмотря на публикацию выводов доклада Мюллера, которые показали отсутствие связей между Москвой и Трампом, ряд американских политиков заинтересованы в том, чтобы поддерживать миф, согласно которому Россия — это страна, которая вмешивается в дела Соединённых Штатов.

«Многое уже заложено в цены»

Комментируя возможную реакцию рынка на новый законопроект, главный стратег инвестиционной компании «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров усомнился в том, что она будет сильной, если только в тексте документа не появятся новые, неожиданные содержательные моменты.

«Многое уже заложено в цены. Банковский сектор готов вести внутренние расчёты во всех валютах независимо от работы международных систем. И SWIFT, и Visa, и MasterCard имеют аналоги, вопрос в отработке устойчивости при больших нагрузках из-за кратного роста транзакций. Карточные платежи также защищены внутри страны», — рассказал эксперт.

Вместе с тем он отметил, что в случае введения серьёзных санкций против российского банковского сектора внешние расчёты станут более длительными (до нескольких суток) и будут возможны только с внешними контрагентами, которых не подвергнут вторичным санкциям.

«Частный бизнес почти не ощущает давления»

В свою очередь, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян в беседе с RT констатировал, что с течением времени новые антироссийские санкции имеют всё меньшее влияние на российскую экономику и финансовый рынок.

«Инвесторы уже поняли, что Россия адаптировалась к текущим условиям и без поддержки Евросоюза эти санкции не будут иметь серьёзного негативного эффекта. Некоторый дискомфорт может возникнуть в сегменте рублёвого госдолга... Однако в целом краткосрочное негативное влияние этих санкций будет ограниченным, так как в абсолютном выражении даже при распространении на госдолг они коснутся суммы, эквивалентной менее 3% ВВП», — отметил аналитик.

«При этом примечательно, что санкции преимущественно касаются государственного сектора — то есть частный бизнес почти не ощущает давления в этом плане», — подчеркнул Авакян.

Эксперт полагает, что в долгосрочной перспективе подобные санкции будут иметь определённый негативный эффект. Однако он усомнился в том, что законопроект в итоге будет принят в его нынешнем варианте. В частности, могут быть смягчены некоторые пункты, включая графу о госдолге, поскольку ранее как Минфин США, так и приглашённые в конгресс эксперты давали отрицательную оценку подобным ограничениям.

«Что касается российских госбанков, вероятно, они заранее готовились к таким сценариям и у них уже есть целый ряд решений. Например, ВТБ заявлял о достаточно накопленной валютной наличности для удовлетворения спроса клиентов в случае резкого всплеска спроса на доллары. Для операций в долларах можно использовать иностранного контрагента или кросс-курсы (переводить контрагенту деньги в евро, чтобы тот переводил в доллары), возможны варианты с использованием срочных контрактов или попросту перевод всех операций из долларов США на другие резервные валюты. В любом случае сильно негативного эффекта эти санкции не окажут ни на рубль, ни на финансовую систему, ни на экономику в целом, по крайней мере в краткосрочной перспективе», — полагает эксперт.

Шеф-аналитик группы компаний «Телетрейд» Пётр Пушкарёв также усомнился в том, что очередной законопроект «на тему санкций» окажет какое-либо действительно заметное влияние как на финансовую систему России, так и на курс рубля. По его словам, пара USD/RUB продолжит «плавно дрейфовать» в направлении планки 60—62 рубля за доллар.

Он также отметил, что документ предполагает введение механизма новых санкций не ранее следующих выборов в США, поэтому сильного влияния на рынок он не окажет, даже если и будет принят. А одобрение этого законопроекта в сенате довольно маловероятно, полагает аналитик.

«Главная причина: проект сужает круг полномочий любого будущего президента, которым после 2020 года может быть как Трамп, так и кто-то другой», — подчеркнул Пушкарёв.

Собеседник RT обратил внимание на то, что предлагаемый документ передаёт полномочия по вопросу фиксирования «вмешательства» директору Нацразведки, после чего решение о санкциях сможет в обход президента «проштамповать» конгресс. И подобный полуавтоматический механизм в будущем может связать руки президенту как от Республиканской, так и от Демократической партии, помешав ему сколь-нибудь самостоятельно выстраивать международные отношения.

Аналитик добавил, что в части, касающейся возможных санкций в отношении энергетического сектора, госдолга и банков в принципе, важно понимать, что западные компании имеют серьёзные интересы в российских нефтяных компаниях и активно используют систему российского госдолга, а значит, не заинтересованы в каком-либо критически пагубном воздействии на эти сферы.

Ранее в Госдуме назвали истинную цель антироссийских санкций.

Также "Российский Диалог" сообщал о влиянии новых санкций на курс рубля.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров
Читать @RusDialogRU
Новости партнеров