Очередная инициатива Ликсутова — что успел сделать заммэра для москвичей?

1996
Очередная инициатива Ликсутова — что успел сделать заммэра для москвичей?
Очередная инициатива Ликсутова — что успел сделать заммэра для москвичей?

В Москве анонсировали тестовый запуск беспилотного трамвая, о сроках тестирования пока не уточняется. Информацию сообщил глава столичного Дептранса заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

За время его многолетнего руководства московский транспорт и транспортная инфраструктура стали меняться буквально на глазах москвичей: впрочем, далеко не все довольны принятыми решениями. Но так ли объективна критика и что вообще сделал Максим Ликсутов для москвичей?

Чиновник из бизнеса

Действительно, до 2011 года Максим Ликсутов занимался транспортно-логистическим и экспедиторским бизнесом, был руководителем ряда крупных компаний.

Ликсутов Максим Станиславович (р. 19.06.1976) — уроженец города Локса, Эстония. Родители попали в этот портовый городок по распределению, отец Максима был главным инженером местного судоремонтного и судостроительного завода. Всего в семье родилось двое детей: сын и дочь. Сестра Максима Ликсутова и по сей день живёт в Таллине.

Транспортным бизнесом Ликсутов занялся случайно, поначалу просто помогая соседу организовать процесс по очистке и перевалке транспортируемого из Кемеровской области угля. Позже была образована компания «Ворлд Вайд Инвест» для экспорта угля из таллиннского порта. Дальнейшую деятельность Максим Ликсутов связал с грузовыми железнодорожными перевозками, участвовал при создании «Трансмашхолдинга» и «Аэроэкспресса», долгое время руководил компаниями «ЮниТранс» и «ТрансГрупп Инвест».

Несколько позже, будучи гендиром «Аэроэкспресса», Ликсутов Максим заинтересовал Владимира Путина и Сергея Собянина своим проектом по созданию высокоскоростного сообщения между столичными аэропортами и Москвой. Путь составил всего 30 минут, что привлекло представителей власти: известно, что борьба с пробками давно беспокоит московское правительство.

После этого бизнесмена пригласили в мэрию в качестве советника Собянина, а позднее, 6 декабря 2011 года, Ликсутов Максим Станиславович возглавил Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Менее чем через год Ликсутову доверили всё развитие столичного транспорта: заместитель мэра по транспортным вопросам Николай Лямов уступил своё кресло более энергичному коллеге.

Ввиду столь широких полномочий Максим Ликсутов не раз фигурировал в прессе как аффилированное лицо, проталкивающее интересы своих бывших компаний при помощи властных полномочий. В частности, осуждению подвергалось дальнейшее развитие «Аэроэкспресса» с появлением так называемых «пустовозов» и контракты с предприятиями, входящими в «Трансмашхолдинг».

Действительно, составить конкуренцию «Аэроэкспрессу» непросто: нельзя забывать, что изначально концепция аэроэкспрессов была низкомаржинальной и весьма рискованной, региональные филиалы достаточно быстро закрылись из-за нерентабельности. Наибольший потенциал представлял столичный регион, ради регулярного сообщения в котором и были организованы рейсы с низким пассажиропотоком. Сейчас «Аэроэкспресс» с каждым годом наращивает объёмы перевозки пассажиров, что говорит о доступности и востребованности этого вида транспорта для населения (и это с учётом развития каршеринга и сервисов такси). История с «Трансмашхолдингом» и того смешнее: Максим Ликсутов с партнёрами смог создать одно из крупнейших предприятий по производству и ремонту подвижного состава. Да и конкурент по отрасли «Группа Синара» вполне успешно запустила «Ласточки» на московские рельсы.

Эстонское гражданство и эстонская жена

На дворе уже 2020 год, а в сети то и дело попадаются вопросы от обычных пользователей — что делает гражданин Эстонии в чиновничьем аппарате? Но от гражданства Ликсутов Максим отказался ещё в 2011 году в связи с поступлением на госслужбу. Другой животрепещущий вопрос — доходы Ликсутова: в 2013 году он стал долларовым мультимиллионером с состоянием в 650 млн долларов, заняв 157-е место списка Форбс.

Но полная история куча прозаичнее: доходы поступили от продажи активов партнёрам, ещё часть активов была передана супруге, Татьяне Ликсутовой. Это вызывало вопросы со стороны Алексея Навального, который указал на незаконное владение долей в зарубежной компании — в ответ на это Максим Ликсутов объявил, что уже несколько месяцев находится в разводе с женой. У бывших супругов есть дети, двое сыновей.

По другой претензии от ФБК о владении активами в кипрском офшоре Ликсутов направил иск с целью защиты репутации — суд изучил доказательства (Максим Ликсутов ранее объявлял, что продал свои доли, а компания находилась в стадии ликвидации) и удовлетворил иск, обязав выплатить Навального 600 тысяч рублей.

Ликсутов — ненавистник личных авто?

Достаточно быстро после своих назначений Максим Ликсутов взялся за очень спорную и больную для москвичей тему: парковки. Именно Ликсутов не побоялся ограничить количество личного автотранспорта в центре столицы путём введения платы за парковку — в 2012 году пилотный проект действовал на Петровке и на Каретном ряду. Эксперимент показал, что этим способом можно увеличить скорость движения и уменьшить среднее время простаивания машин. С 1 июня 2013 года парковка в Москве стала платной на Бульварном кольце, с каждым годом зона платной парковки становится всё больше.

Это вызвало возмущения автомобилистов, но эксперименты продолжаются до сих пор: периодически внедряются зоны и часы бесплатной парковки, действуют абонементы и льготные тарифы.

В 2020 году эксперт оценил эффект от платных парковок в Москве, отметив увеличение скорости движения на 12% с 2012 года. Как отмечал сам Ликсутов в интервью «Авторадио», проблема автомобилей — их низкое время использования (около 7% от всего времени владения автомобилем), а не сам автомобиль. Разумная альтернатива — использование общественного транспорта, который должен быть комфортным и регулярным, использование каршеринга (одна машина может иметь, по некоторым оценкам, до 6 пользователей в день) и использование сервисов такси.

Вот и получается, что население просто не может заранее предугадать эффективность вводимых мер, воспринимая инициативы как посягание на их собственность. В целом, Ликсутов Америку не открывает: большинство поддерживаемых им инициатив — положительно зарекомендовавший себя европейский опыт, о чём он сам стал недавно рассказывать в своём блоге на сайте Гортранса.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
КАРТИНА ДНЯ
Загрузка...