The Independent: повилась возможность клонировать мамонтов

Ученым удалось расшифровать и восстановить ДНК код шерстистых мамонтов
мамонт, клон, ученые, днк код

Как сообщает The Independent, учёные смогли полностью восстановить ДНК мамонтов. Исследователи изучили генетический материал с зубов двух особей, которые жили с разницей в 40 тыс. лет друг от друга.

Останки одного из мамонтов обнаружили на острове Врангеля, возраст находки оценивается в 4300 лет. Как полагают авторы исследования, это был последний представитель вида на острове. Останки второго мамонта обнаружены на северо-востоке Сибири. Возраст этих останков — около 44 800 лет.

«Мы пришли к выводу, что популяция на острове Врангеля была последней уцелевшей к тому времени популяцией шерстистых мамонтов и перед тем, как она полностью исчезла, у животных резко ослабло генетическое разнообразие», — отметили участники исследования.

Впрочем, Лав Дейлен, который руководит группой научных сотрудников, заявил, что не считает хорошей идеей возвращение к жизни шерстистых мамонтов. Учёные опасаются, что в результате клонирования могут пострадать слонихи, которых предположительно могли бы использовать в качестве суррогатных матерей, - сообщает RT.

Как сообщалось ранее, ученым из США удалось "вставить" 14 генов вымерших мамонтов в ДНК слона.

Об этом в интервью газете The Sunday Times сообщил руководитель исследовательского коллектива Джордж Черч (George Church) из Гарварда.

Ученые воспользовались инструментом редактирования генома CRISPR. «Мы работали прежде всего с генами, отвечающими за выживание организма в условиях низких температур: генами шерстяного покрова, крупных ушей, подкожного жира и, прежде всего, гемоглобина. Сейчас в нашем распоряжении имеются здоровые клетки слона с фрагментами ДНК мамонта. Мы пока не представили результаты этого опыта в рецензируемом научном журнале, но собираемся сделать это в ближайшее время», — рассказал генетик.

Черч — один из наиболее именитых противников клонирования мамонтов с помощью обнаруженных в вечной мерзлоте останков. Ученый считает более разумным поэтапное воссоздание всего генома древних животных — по сохранившимся в вечной мерзлоте фрагментам ДНК, которые вставляются в клетки их ближайших родственников — индийских слонов.

По мнению Черча, мамонты (и даже их неточные копии) сыграют важную роль в стабилизации экосистемы сибирской тундры, которой угрожает таяние вечной мерзлоты.

Однако далеко не все ученые поддерживают воскрешение мамонтов. «Сейчас вымирание грозит уже африканским и индийским слонам. Зачем возвращать с того света еще одного слона, когда мы даже живые виды не можем спасти от истребления? Лучше потратить деньги на защиту того, что мы имеем, а не на животное, которое исчезло тысячи лет назад», — заявил эксперт по древней ДНК профессор Алекс Гринвуд (Alex Greenwood).

С помощью инструмента CRISPR ученые также научились обходить фундаментальные законы генетики и передать мутации следующему поколению с эффективностью в 97 процентов. Об этом 19 марта сообщил журнал Science.