Омская "Ангара" станет полноценной заменой "Протону"

Наука и техника
3003
Отныне производство ракет "Ангара" будет проходить в Омске, что на 2,5 тыс. километров ближе к космодрому "Восточный".
омск, новости россии, наука и техника

Как заявил в среду в Омске глава Роскосмоса Игорь Комаров, это позволит быстрее наладить их производство и отказаться от ракет "Протон", с которыми в последние годы произошло несколько аварий.

Эксперты понимают аргументацию Роскосмоса, но считают, что Россия, решая сиюминутные проблемы, может проиграть стратегически. Впрочем, подчеркивают они, "Ангара" в любом случае должна быть более надежной ракетой, чем "Протон".

Новая продукция "Полета"

"Летные испытания "Ангары" успешно начались в прошлом году, и, на мой взгляд, необходимо максимально ускорить переход с "Протона" на "Ангару", - сказал Комаров. В этой связи, по его словам, становится особо актуальным перевод нового производства на базу омского производственного объединения "Полет".

Днем ранее губернатор области и глава ракетостроительного Центра Хруничева подписали документ о переоснащении завода "Полет". Глава Центра Хруничева Андрей Калиновский сказал, что в будущем завод должен стать наиболее современным предприятием космической отрасли России.

В среду замглавы "Полета" Александр Малашенко сказал, что серийный выпуск "Ангары" начнется в 2018 году. Малашенко утверждает, что объем годового производства будет составлять около 100 универсальных разгонных модулей, из которых собирается "Ангара".

На сайте ПО "Полет" ракета уже значится в разделе "продукция".

В настоящее время, как рассказал Малышев, в Омске готовят комплектующие для сборки второй ракеты.

Пути на треть меньше

Основное производство Центра Хруничева расположено в Москве, запуски ракет "Ангара" в будущем планируется осуществлять с космодрома "Восточный" в Амурской области.

Удаленность "Восточного" от центров космического производства многими оценивается как один из серьезных недостатков.

Дело в том, что доставлять компоненты ракет для окончательной сборки в монтажном корпусе на космодроме придется по железной дороге - универсальные разгонные модули для "Ангары" проектировали с учетом габаритов железнодорожных туннелей.

Расстояние между Москвой и "Восточным" составляет более 7,5 тыс километров. От Омска до космодрома - чуть менее пяти тысяч.

Целесообразность

Перенос производства в Омск очевидно облегчит проблему транспортировки. Однако ранее некоторые эксперты говорили, что было бы целесообразно создать мощности в дальневосточном регионе, например в Комсомольске-на-Амуре.

Как полагает эксперт в области космоса Вадим Лукашевич, правительство попыталось решить одновременно несколько проблем - и приблизить производство к космодрому, и не потратить на него большие деньги, которые потребовалось бы вложить в созданием производства "с нуля".

"Построить новый завод, пусть и на существующей производственной базе или рядом с ней, при существующей городской инфраструктуре, - это совсем другие деньги по сравнению с тем, чтобы дать другое задание уже существующему омскому заводу", - сказал он.

Тем не менее, по словам Лукашевича, Россия, решая сиюминутные проблемы, проигрывает стратегически.

"Сколько "Ангара" будет летать, столько мы будем тратиться на логистику, на сложности с модификацией ракеты, потому что что бы мы на ней ни делали, мы будем привязаны к железнодорожному габариту", - сказал он.

Как рассказал Би-би-си действительный член Российской академии космонавтики, член экспертного совета российского правительства Сергей Жуков, Роскосмос выводит производство "Ангары" в Омск и оставляет в Москве только строительство ракет "Протон-М". Это делается для оптимизации производства.

"И московская, и омская площадка серьезно переделываются. Обе площадки становятся более компактными, выстраиваются по жизненному циклу, и каждую затачивают под четкую производственную программу", - сказал он, отметив, что считает этот замысел хорошим.

Жуков подчеркнул, что при всех выгодах от размещения производства вблизи космодрома, "Полет" уже имеет собственную производственную базу и квалифицированный персонал.

От "Протона" к "Ангаре"

В среду гендиректор "Роскосмоса" Игорь Комаров заявил, что переход с ракеты-носителя "Протон" на новую ракету "Ангара" необходимо ускорить.

В последние годы произошла целая серия аварий ракет "Протон".

Причиной последней, которая случилась 16 мая, стал отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок. По словам Игоря Комарова, отказ имеет не производственный, а конструктивный характер.

Жуков, считает, что стремление как можно быстрее отказаться от "Протона" в пользу "Ангары" продиктовано двумя причинами - повышенной токсичностью топлива ракеты и тем, что эксперт объяснил как несоответствие технологии производства ракеты современным методам производства.

По его словам, настройку многих систем в "Протоне" производят рабочие на заводе вручную. "Не так перетянул, и всё... Старики, которые делали это раньше, они выпускали эти изделия сотнями. Они знали производство. Этот фактор человеческий [сыграл роль] не с точки зрения недобросовестности... Многое было не столько на уровне технологий, а на уровне искусства, в руках людей, которые это делали", - сказал он.

Эксперт считает, что "Ангара", созданная уже после развала СССР, гораздо более технологически совершенна, и если на ней будут своевременно выявлены все потенциально возможные "детские болезни", то она будет более надежной ракетой.

По материалам BBC.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
КАРТИНА ДНЯ
Российский Диалогв Google+