Истребители пятого поколения: только РФ и еще три государства имеют в своем распоряжении сверхсамолеты

2 ноября 2016, 00:53 —
Военное обозрение
964
Новейшие боевые самолеты смогли себе позволить только четыре государства.
истребители пятого поколения, сверхсамолеты, авиация, военная техника, россия, китай, сша, япония, военное обозрение

Китай впервые показал истребитель пятого поколения собственного производства J-20, о работе над котором заявлялось в 2002 году.

Хотя поиски облика истребителя этого поколения начались еще в далеких 70-х годах прошлого века, в мире их всего несколько - американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, российский ПАК ФА (Т-50), японский Mitsubishi X-2 Shinshin. Известно, что Китай работает над еще одним "пятым", получивший неофициальное имя J-31.

При этом, только США приняли на вооружение истребитель пятого поколения - в 2001 году американские военные получили Рапторы.

Корреспондент.net решил разобраться, что это за "птицы" и почему их так сложно "приготовить".

Сверхсамолет

К истребителям пятого поколения предъявили жесткие требования, они должны быть быстрей, сильней, умней и при этом незаметны.

Основные характеристики:

- кардинальное уменьшение заметности;

- многофункциональность;

- полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;

- сверхманевренность;

- всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, многоканальная ракетная стрельба при ведении боя на большой дальности;

- максимальная автоматизация управления бортовыми информационными системами, система управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим "в помощь летчику".

Китайские птички

Чэнду J-20 или Черный орел

Представленный сегодня широкой публике китайский истребитель был разработан Авиационной промышленной корпорацией в городе Чанду.

Впервые J-20 поднялся в воздух 11 января 2011 года и с тех пор совершил несколько десятков испытательных полетов.

Ожидается, что Чэнду поступит в эксплуатацию в 2017-2019 годах.

Характеристики: Большая часть тактико-технических характеристик истребителя остается в тайне. СМИ пишут, что самолет будет оснащен противокорабельными ракетами и его основной целью, соответсвенно, является борьба с кораблями в Тихом океане.

J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35, таких как треугольное крыло, пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22, расположение воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию.

Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Есть также сведения, указывающие, что китайский истребитель оснащен РЛС с АФАР.

Ранее Popular Science писал, что в Китае будет шесть J-20, что сделает их самыми многочисленными стелс-истребителями в мире, за исключением американских. К примеру, у России есть только четыре пригодных для полетов ПАК ФА (Т-50) после того, как авария в июне 2014 года уничтожила пятую модель.

Об этом истребителе практически нет никакой информации, кроме его внешнего вида. О нем стало известно в 2012 году, тогда же он впервые поднялся в воздух. Разработчиком является Shenyang Aircraft Corporation.

Эксперты пишут, что легкий Кречет вобрал в себя все самое лучше от американского F-35, включая внешний вид, а по качественным характеристикам даже может с ним сравниться, несмотря на относительную дешевизну.

Сверхдорогие американцы

"Золотой" F-22 Raptor

 Раптор производства Lockheed Martin - одноместный двухдвигательный сверхзвуковой, исключительно маневренный истребитель пятого поколения с характеристиками малозаметности.

Создавался он в основном как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но может также действовать как штурмовик, самолет радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

Характеристики: F-22A - первый истребитель, который оснащается полностью комплексной системой бортового электронного оборудования, в отличие от современных истребителей, оснащенных БРЭО, работающим по федеративному принципу, когда большое число отдельных систем связано между собой цифровой информационной шиной.

Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" размещаются внутри фюзеляжа. Четыре ракеты AIM-9 Сайдуиндер находятся в отсеках по бокам воздухозаборников. а четыре ракеты AMRAAM - в отсеке нижней части фюзеляжа. Кроме того, самолет вооружен усовершенствованным вариантом пушки М61А1 калибра 20 мм.

Несмотря на длительный период разработки, ВВС США считают F-22 важнейшим компонентом своей тактической воздушной мощи, утверждая, что этому самолету нет равных среди известных и разрабатываемых машин.

Lockheed Martin заявляет, что в целом это на сегодня лучший в мире истребитель благодаря сочетанию в нем таких качеств как малозаметность, скорость, быстрота маневрирования, точность, ситуативная информированность, и наличию оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-земля".

F-22 - один из самых дорогих истребителей в мире, стоящих на вооружении. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 миллиона долларов, а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объеме производства - 350 миллионов.

Иногда об F-22 говорят, что он "на вес золота", что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года - стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 миллионов долларов.

F-35 Lightning II (Молния)

Самолет F-35 Lightning II компании Lockheed Martin принадлежит к семейству одноместных одномоторных многоцелевых истребителей пятого поколения и разрабатывается для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии "стелс".

Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета.

Существует три основных модели F-35.

Характеристики: F-35А - вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В - самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C - палубный вариант для использования на авианосцах. F-35 создан на основе Х-35, разработанного в рамках программы Joint Strike Fighter (Единый ударный истребитель).

Варианты F-35 в предстоящие годы должны создать основу пилотируемых тактических воздушных сил в ВВС, корпусе морской пехоты и в ВМС. Поставку F-35 в войска планируется завершить в 2037 году.

Морской вариант F-35, имеющий обозначение F-35С, отличается от F-35А и F-35В большей поверхностью крыла и усиленным шасси, чтобы обеспечить лучшую управляемость самолета в трудных условиях взлета и посадки на палубу.

В начале августа этого года Пентагон заявил, что первое подразделение ВВС США, укомплектованное малозаметными истребителями пятого поколения F-35A, достигло боевой готовности.

Таким образом, 34-я истребительная эскадрилья 388-го истребительного авиакрыла, размещенного на авиабазе Хилл, признана способной к выполнению боевых задач на новом самолете, включая воздушные бои и удары по наземным целям.

Как заявил глава Пентагона Эштон Картер, это ключевой этап в освоении самолета, который должен обеспечить превосходство США в воздухе на годы вперед.

Сухой русский

Вероятно, самый громкий российский оборонный проект - это самолет Т-50 ПАК ФА, разрабатываемый ОКБ Сухого. Этот малозаметный истребитель пятого поколения должен придти на смену старому доброму Су-27 во всех его многочисленных модификациях.

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов этого типа для испытания вооружений. Серийное производство самолета должно начаться в этом году.

Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2018 году, всего российские военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения

Характеристики: В окончательной версии ПАК ФА будет примерным аналогом американскому F-22 Raptor. Как и он, российский истребитель рассчитан на то, чтобы летать на больших высотах и крейсировать на сверхзвуковой скорости.

Он также должен получиться исключительно маневренным. Россия рассчитывает оснастить его самыми современными средствами обнаружения и радиоэлектронной борьбы.

При всех достоинствах ПАК ФА очень дорог, поэтому Россия сократила планируемые закупки до 12-ти самолетов. Наращивать производство до полной разработки новых более мощных двигателей специально для нового истребителя она, вероятно, не будет.

В середине августа Минобороны России показало Т-50 в воздухе, а в сентябре производитель показал пушку ПАК ФА в действии.

Японская душа

Mitsubishi X-2 Shinshin (душа) - японский истребитель пятого поколения с технологией "стелс", разрабатываемый в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) Минобороны Японии.

Основным контрактором по работе над самолетом является компания Mitsubishi Heavy Industries.

X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года.

Характеристики: По форме Mitsubishi X-2 близок к F-22 Raptor, но весит около семи тонн. Размеры и угол наклона вертикального оперения и форма наплыва и воздухозаборников идентичны используемым на американском истребителе пятого поколения.

Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы. Согласно Минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X больше, чем у насекомого, но меньше, чем у птицы средних размеров.

Истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. На первые летные экземпляры поставят иностранные двигатели - либо General Electric F404 (используются на F/A-18), либо Snecma M88-2 (Dassault Rafale), либо Volvo Aero RM12 (Gripen).

Ожидается, что окончательная версия самолета будет использовать японские двигатели компании IHI XF5-1, с управляемым вектором тяги, пока что находящиеся на стадии разработки.

Mitsubishi X-2 будет использовать РЛС с АФАР, разработанную Mitsubishi Electronics. Утверждается, что эта РЛС сравнима с новейшей американской AN/APG-81 (устанавливается на F-35).

Источник: "Корреспондент".

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Google