В Израиле ученые разгадали предназначение древней конструкции, вышедшей из-под воды

Международной группе ученых, исследовавшей побережье Средиземного моря удалось обнаружить древнейшую каменную дамбу, построенную на территории нынешнего Израиля более 7 тысяч лет назад местными племенами, спасавшимися от повышения уровня воды.
Наука, Израиль, Археология, Поселение, Неолит, Древний, Дамба, История, Неолит, Строение, Сооружение

Ученые считают, что сооружение длиной более 100 метров служило укреплением против бурных вод и штормов. В исследовании, опубликованном в среду, 18 декабря, говорится, что деревня эпохи неолита, называемая Тель Хрейз, была заброшена и в конечном итоге ушла под воду.

"Здесь у нас есть пример, практический пример процесса, который все еще продолжается. Мы видим целый населенный пункт, который был погребен под толщей воды на протяжении нескольких веков", - сказал Эхуд Галили, ведущий исследователь и археолог из израильского университета Хайфы.

Исследователи полагают, что сооружение было построено сельскими жителями из русловых валунов, найденных в нескольких километрах от берега. Сама же древняя деревня, обнаруженная учеными, находится к югу от северного израильского портового города Хайфа.

По словам соавтора Джонатана Бенджамина из Университета Флиндерс в Австралии, во времена неолита уровень моря был не столь стабильный, как в настоящее время и береговая линия постоянно изменялась, все больше уходя под воду.

"Существует большая разница между климатическими изменения 7 тысячелетий назад, происходящими исключительно в зависимости от естественных природных процессов и современными изменениями климата, спровоцированными негативными действиями человека", - сказал Бенджамин.

Тем не менее, подобно современным прибрежным населенным пунктам, жители Тель Хрейза были поставлены перед трудным выбором - остаться и погибнуть под натиском природы или же уйти и найти подходящее для жилья место дальше от морского побережья.

Древнее поселение было впервые обнаружено в середине 1960-х годов, после чего оно снова ушло под воду и покрылась слоями ила. После мощных зимних штормов, разыгравшихся вдоль побережья в 2012 и 2015 годах, линия берега снова изменилась и вода, отступив, открыла древние постройки.

Следует отметить, что кроме домов и других конструкций древних людей, археологам удалось откопать на месте поселения и глиняную посуду, останки животных и людей. Проведя радиоуглеродный анализ, ученые подтвердили свою догадку - возраст сооружений и других находок совпал.

По словам Галили, древняя община представляла распространенную в те времена "рыбацкую деревню раннего Средиземноморья". Основным способом пропитания которой были сельское хозяйство, животноводство и рыбалка. Кроме того, исследователи обнаружили и примитивные приспособления для производства оливкового масла.

Сначала исследователи рассмотрели возможность того, что стена могла быть построена по другим причинам. Например, для защиты от нападения с моря, однако эта версия не подтвердилась, поскольку в период неолита судостроение еще не было развито. Также учеными рассматривалась версия, согласно которой жители деревни построили "стену" для защиты от нападения с суши, однако и эта идея не нашла подтверждения, так как нет никаких следов строительства каменного вала по периметру населенного пункта.

Таким образом специалисты пришли к выводу, что единственной функцией древнего сооружения была защита от морской стихии.

Исследователи говорят, что сама морская дамба, найденная примерно в 120 метрах от побережья, является единственной структурой такого рода, обнаруженной в прибрежном регионе Израиля, что делает ее "уникальным примером" реакции человека на угрозу сокращения береговой линии в Неолитический период

Роланд Герелс, физический географ Британского университета в Йорке, который специализируется на исследованиях уровня моря отметил, что это открытие "увлекательной находкой". Однако он сказал, что дамба, скорее всего, изначально задумывалась, как защита от штормов.

"Я сомневаюсь, что люди смогли бы заметить это повышение уровня моря, но они, конечно, хорошо знали о зимних штормах и ущербе, который они могли причинять, - заявил он.

Маттео Вакки, эксперт по изменениям побережья Средиземного моря в Пизанском университете, согласился с мнением британского ученого относительно того, что точное назначение дамбы трудно определить.

"Но интересно то, что такой подход к защите берегов существовал даже в неолите", - отметил эксперт.

Источник: Associated Press, автор - Patty Nieberg.

Перевод материала редакцией "Российский Диалог", раздел ИноСМИ