Самые значимые астрономические открытия последнего месяца 2014 года

Ученые положили начало космическим исследованиям, которые продолжатся теперь уже в новом году.
космос, открытия, наука, техника, астрономия

Где будут искать внеземной разум, в каких уголках Вселенной есть гигантские газовые планеты, что делать со сверхмассивной черной дырой — обзор самых значимых открытий в астрономии за последний месяц опубликовало издание "Газета.ру".

Местные против пришлых

Авторам впервые удалось адекватно рассчитать свойства Местной группы галактик, применив новую модель.

Обычно, моделируя Местную группу — нашу Галактику и галактику М31, а также более мелкие галактики, — физики сталкивались с тремя проблемами.

Во-первых, в расчетах получалось слишком много небольших темных гало, а наблюдения не показывают такого числа галактик-спутников. Во-вторых, модели предсказывали много (под десяток) довольно тяжелых карликовых спутников, а в реальности их известно всего три. Наконец, заметные карликовые галактики в Местной группе расположены не случайно, а лежат примерно в одной плоскости.

Годами разные группы атаковали эти проблемы.

Авторы использовали новый код, в котором детально смоделировано поведение и темного вещества, и барионов. Они начали с расчетов для моделей аналогов Местной группы, используя свежие данные космологического моделирования проекта EAGLE. Исследователи выбрали порядка дюжины пар галактик, похожих на пару нашей Галактики с Туманностью Андромеды, и задали их параметры своей программе в качестве начальных условий.

Результаты расчетов показывают, что все три (!) проблемы рассосались: расчетное число галактик получается равным числу видимых, их свойства и распределение находятся в хорошем согласии с наблюдениями.

Близко к светилу

Автор открытия рассчитывает, какие звезды могли за последние миллионы лет достаточно сильно сблизиться с Солнцем, чтобы повлиять на орбиты кометных ядер в облаке Оорта. Считать сложно, так как исходные данные имеют конечную и не супервысокую для таких целей точность.

Однако похоже, что несколько звезд несколько миллионов лет назад приближались к нам на расстояние, раза в два меньшее, чем от Солнца до Проксимы Центавра. А сами звезды были потяжелее, чем она.

SKA и пришельцы

Большая работа, посвященная планам поиска внеземного разума с помощью будущей системы радиотелескопов SKA. Эта установка (даже еще не в окончательной сборке) сможет зафиксировать земной радар на расстоянии 10 пк менее чем за 15 минут.

В статье подробно обсуждается, на каких частотах, как и какие источники будут наблюдаться.

Основная цель — обследовать максимум интересных звезд в радиусе до 60 пк за несколько лет работы.

А вообще в arXiv за несколько дней появилась масса интересных работ, посвященных научным задачам SKA.

Незаявленные горизонты

Наблюдатели пытаются подобраться как можно ближе к горизонтам. В радиодиапазоне не хватает углового разрешения. В гамма-диапазоне, казалось, и подавно, зато можно использовать данные по переменности.

Авторы с помощью наземного гамма-телескопа MAGIC обнаружили пятиминутную переменность радиогалактики IC 310. Излучение, как полагают, должно возникать близко от горизонта, а масштаб переменности позволяет сказать, что область, в которой рождаются кванты, имеет размер менее горизонта.

Древнее многих

Если это верно, то это весьма удивительно. Авторы утверждают, что обнаруженный ими объект — это протопланета.

Но ее расстояние от звезды — 50 а.е. Это очень много.

Планета может туда попасть в результате взаимодействия с другими тяжелыми объектами в диске, но образоваться на таком большом расстоянии планете было бы трудно. Будем ждать дальнейшего развития событий. Если результат устоит, то слово будет за теоретиками.

Может быть, это открытие — аргумент в пользу образования планет за счет гравитационной неустойчивости, а не постепенного увеличения массы. Как раз на расстояниях более 50 а.е. этот процесс идет очень активно.

Ярче Солнца

Речь, конечно, не идет о том, что сверхмассивная черная дыра Стрелец A* (Sagittarius A*) в центре Галактики сияла ярче Солнца, слепя древние глаза. Но в рентгеновском диапазоне так могло быть.

Если наша черная дыра входила в очень активное состояние со светимостью порядка эддингтоновской, например из-за приливного разрыва неосторожной звезды, то ее светимость могла превосходить 10 в 44-й степени эрг в секунду, причем почти полностью в рентгеновском диапазоне. Солнце в этом диапазоне излучает не слишком сильно, разве что во время вспышек, ну или хотя бы максимума активности.

Так вот, поток Sgr A* мог превосходить поток от Солнца на энергиях выше 30 кэВ, даже если мы говорим о мощных (класса Х) вспышках или максимуме активности, а уж про минимум и говорить нечего. И важно, что это не на день, не на год — может быть, на десятки тысяч лет!

Авторы полагают, что этот эффект недостаточно исследован в смысле влияния на жизнь на Земле, и предлагают им заняться. Ну и напоследок: если уж на нас так влияют столь дальние объекты, то что ж происходило во внутренней галактике? Пожгло человечков? Потому и зеленые?

Солнцеподобные и таинственные

Авторы этой статьи продолжают изучать солнцеподобные звезды, на которых наблюдались супервспышки.

Детально были изучены спектры полусотни таких объектов. Некоторые из них выглядят очень похожими на Солнце.

Это говорит в пользу того, что и у нас могут происходить супервспышки. Для жизни как таковой они неопасны, а вот для техники — от линий электропередачи до спутников — весьма. Так что самая реалистичная глобальная катастрофа — это супервспышка на Солнце.

Происходят они где-то раз в тысячу лет. Может быть, одна из них произошла в конце XIX века. Правда, внезапно такое случиться не может. Новые наблюдения авторов показывают, что на звезде перед вспышкой появляются очень крупные пятна.

Источник: Газета.ру