У Азербайджана нет газа, чтобы заполнить трубопровод Nabucco для Европы - эксперты
Проект газопровода Nabucco изначально не имел экономической целесообразности для главного поставщика газа - Азербайджана, поэтому он был обречен на провал изначально.
Азербайджан не располагает достаточным количеством свободного газа, чтобы заполнить газопровод Nabucco, о намерении вернуться к созданию которого заявил после встречи с президентом Азербайджана премьер-министр Болгарии, заявили опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» российские эксперты.
Газопровод Nabucco длиной более 3 тысяч километров планировалось провести от Каспийского моря в Центральную Европу, однако инвесторам не удалось договориться с поставщиками о количестве газа, достаточном для функционирования проекта. 4 марта по итогам переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Софии премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о намерении вернуться к проекту Nabucco.
Проект Nabucco не выгоден Азербайджану
Реализация газотранспортного проекта Nabucco экономически не целесообразна, поскольку Азербайджан не испытывает проблем с экспортом своего газа, а дополнительная ресурсная база уже зарезервирована для других экспортных маршрутов, заявили после встречи Борисова и Алиева опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские эксперты:
"В 2014 году Азербайджан добыл 18,7 млрд кубометров товарного природного газа, из которых лишь 8,5 пошли на экспорт, а не внутренне потребление", - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» глава Азербайджанского центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, - "Небольшие объемы в 200 млн кубометров были прокачены в Россию, еще 200 млн – в Иран в качестве платы за транзит газа в Нахичеванскую автономную республику, 6 млрд кубометров поставляется в Турцию в рамках соглашения по месторождению «Шах-Дениз-1», а еще 2,1 млрд кубометров поставлено в Грузию, уточнил Шабан.
Этот проект - теория
В настоящий момент у Азербайджана просто нет свободного газа, который мог бы заполнить Nabucco, считает партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:
"Есть 10 миллиардов кубометров, которые уже расписаны по покупателям. Других объемов там нет, и все разговоры о Nabucco – это чистое теоретизирование, поскольку без объемов газа и гарантий на их покупку ни одна компания не станет строить газопровод" – пояснил он.
Своими заявлениями Алиев пытается повысить статус Азербайджана как страны-транзитера газа, предположил Крутихин.
«Если бы Азербайджану удалось договориться с Туркменистаном о транспортировке туркменского газа через Азербайджан, это существенно повысило бы его статус» – отметил эксперт.
Совместить несовместимое - ТАР и Nabucco
На пресс-конференции 4 марта Ильхам Алиев уклончиво ответил на вопрос о перспективах Nabucco, заявив, что в намерение Азербайджана входит соединение проектов ТАР и Nabucco:
"На втором этапе разработки месторождения «Шах-Дениз» может быть добыто более 16 миллиардов кубометров газа. То есть, учитывая все это, сегодня мы намерены в некотором роде соединить проект ТАР с проектом Nabucco. Речь не идет о том, как называть эти проекты. Основной вопрос и наше желание заключаются в том, чтобы Азербайджан в максимальном объеме транспортировал свой газ на европейское пространство, и как можно больше европейских стран могли иметь доступ к этому газу", – приводятся слова президента Азербайджана на его официальном сайте.
Напомним, проект строительства Трансадриатического трубопровода (ТАР) длиной 800 километров предусматривает транспортировку газа из Каспийского региона через Грецию, Албанию и через Адриатическое море на юг Италии, и далее - в Западную Европу. Акционерами TAP являются швейцарская AXPO (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%).
С тем, что для нового газопровода в регионе просто физически нет необходимых объемов газа, согласился и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
"Туркмения больше ориентирована на Китай. Если говорить о газе из Ирана и Ирака, то газопровод пройдет по районам, населенным курдами, которые довольно напряженно относятся к подобным международным проектам, либо по районам, где идут боевые действия с исламистами. Что касается Азербайджана, то месторождение «Шах-Дениз» – это, конечно, хорошо, но нужно что-то дополнительное", – считает он.
Соединить ТАР и Nabucco невозможно, поскольку речь идет о конкурирующих проектах, уверен Михаил Делягин.
"ТАР ориентирован на маршрут Турция – Италия, а Nabucco – в центральную Европу", – пояснил он.
Однако эксперт не исключил итого, что построена будет лишь западная часть маршрута – Nabucco WEST, стартующая из Турции:
"Но там для наполнения газопровода вполне может применяться российский газ, поступивший в рамках «Турецкого потока»", – заключил Делягин.
Nabucco является антироссийским проектом, но Карабах не "разморозят"
Разговоры о Nabucco ведутся давно, но не воплотились в реальный результат из-за сложности политических проблем, которые необходимо решить, сказал доцент кафедрызарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов:
"Несмотря на то, что проект носит подчеркнуто антироссийский характер, здесь далеко не все зависит от воли руководства США. К примеру, Обама не может отдать приказ и изменить отношения с Ираном – есть конгресс, где свои взгляды на это" – заметил эксперт.
Даже в случае реализации Nabucco, он сможет обеспечивать не больше 10% потребностей европейцев в газе и не сильно скажется на российском экспорте газа, уверен Маркедонов. Поэтому Россия, по его словам, вряд ли будет принимать какие-то меры по противодействию проекту, находящемуся на стадии переговоров, в том числе не будет поднимать проблему карабахского конфликта.
"Не думаю, что Москва будет использовать для противодействия реализации проекта Нагорный Карабах, переводя конфликт в «горячую» стадию. Статус-кво – наиболее удовлетворительная для всех опция, а любая «разморозка» конфликта чревата дополнительными издержками", – заключил эксперт.
Напомним, проект Nabucco поддерживал официальный Вашингтон, заявляя, что газ Азербайджана может стать ресурсной базой для него.