В СМИ заявили о смерти Аллы Пугачевой: биография певицы

Шоу-бизнес
14539
Сегодня, 12 июля, в СМИ появилась информация о внезапной смерти известной российской певицы Аллы Пугачевой
алла пугачева, смерть аллы пугачевой, алла пугачева умерла, правда или нет

Предлагаем вашему вниманию биографию певицы.

А́лла Бори́совна Пугачёва (род. 15 апреля 1949, Москва) — советская и российская эстрадная певица, композитор-песенник, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии РФ (1995).

В её репертуар входит более 500 песен на русском, английском, немецком, французском, иврите, финском, украинском языках, а дискография насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачёвой издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 миллионов экземпляров.

Карьера Аллы Пугачёвой ознаменована как всесоюзным, так и международным успехом на музыкальной сцене в странах Европы, Азии и Северной Америки (в частности США). Ныне именуется «примадонной», «королевой эстрады», «главной певицей России». С 1976 по начало 1990-х годов по результатам опросов всесоюзных музыкальных хит-парадов неизменно признавалась лучшей певицей года. В зарубежной прессе 1970—1980 годов неоднократно признавалась звездой № 1 советской эстрады, «soviet superstar».

В настоящее время отошла от активной творческой деятельности, объявила о прекращении гастролей. Замужем за Максимом Галкиным. Имеет двух дочерей, сына и троих внуков.

одители Аллы Пугачёвой Зинаида Архиповна Одегова и Борис Михайлович Пугачёв познакомились в 1946 году. Оба были фронтовиками. В 1946 году они поженились, а в 1947 году у них родился первенец Геннадий. Однако ребёнок был болезненным и умер через несколько месяцев после рождения. В 1949 году у них родился второй ребёнок — дочь, которую они назвали в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой.

1949—1964: Детство

Алла Борисовна Пугачёва родилась 15 апреля 1949 года в Москве. Всё детство Алла прожила в Москве на Крестьянской заставе в Зонточном переулке.

В 1954 году, будучи пятилетним ребёнком, маленькая Алла впервые вышла на сцену. Она участвовала в большом сборном концерте в колонном зале Дома Союзов.

В 1956 году, в возрасте 7 лет, родители отдали дочь в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. В том же году она пошла в первый класс московской средней школы № 496. Несмотря на то, что Пугачёва в своих интервью неоднократно заявляла, что была в школе круглой отличницей, в аттестате она имела и четвёрки, и даже тройки (по географии, химии, иностранному языку, черчению, физическому воспитанию).

Пугачёва росла в дворовой послевоенной среде. Как отмечают некоторые биографы, это сказалось на её характере. Одноклассники вспоминали, что в школьные годы у Пугачёвой были проблемы с поведением. За своенравный характер и умение за себя постоять во дворе и школе ей дали кличку Фельдфебель. В 14 лет она начала курить.

В 1964 году Пугачёва окончила музыкальную школу по классу фортепиано и 8 классов средней школы и поступила в музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. Несмотря на то, что ещё в музыкальной школе Пугачёвой сулили будущее пианистки, она выбрала дирижёрско-хоровое отделение.

1965—1976: От «Робота» до «Арлекино»: Начало творческого пути

1965—1968: Учёба в музыкальном училище. Первые записи и выступления

В ноябре 1965 года будучи студенткой второго курса училища Пугачёва отправилась в свою первую гастрольную поездку с Мосэстрадой в составе сборной эстрадной программы А. Лившица и А. Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Выступления прошли в Кировской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Омской областях. По возвращении из поездки в декабре 1965 года для программы «С добрым утром!» Всесоюзного радио она записала свою первую песню «Робот».

В начале 1966 года на Пугачёву вышел малоизвестный композитор Владимир Шаинский. Он предложил певице записать несколько его песен: «Как бы мне влюбиться», «Не спорь со мной», «Дрозды». Вскоре «Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной» стали победителями в конкурсе «Песня месяца», проводимом на Всесоюзном радио.

9 мая 1967 года Пугачёва впервые выступила на телевидении. В прямом эфире праздничного выпуска детской телепередачи «Будильник» она исполнила песню «Иду из кино» (муз. Б. Савельева, сл. И. Кашежевой)

В августе 1967 года Пугачёва стала участницей агитбригады радиостанции «Юность» и отправилась на гастроли по Тюменской области на теплоходе по рекам Иртышу и Оби. В составе агитбригады Пугачёва выступала перед геологами, нефтяниками, геофизиками, буровиками, строителями и оленеводами Крайнего Севера. Она исполняла 3 песни: «Король, цветочница и шут» (Владимира Шаинского), «Просто очень люблю» (Карины Филипповой) и «Единственный вальс» (собственного сочинения).

Зимой 1968 года Пугачёва снова отправилась в поездку по Заполярью в составе агитбригады радиостанции «Юность». Гастроли прошли на Ямале и Новой Земле, в Тюмени, Салехарде, Нефтеюганске, Уренгое, Сургуте и других городах Крайнего Севера. Также в составе бригады Пугачёва выступила на Ингурской ГЭС. С небольшими перерывами она гастролировала вплоть до марта 1968 года.

Продолжительные гастроли, а вследствие этого, долгие отсутствия в училище отрицательно сказались на учебном процессе Пугачёвой. Из-за этого в мае 1968 года её не допустили к сдаче выпускных госэкзаменов и она не дипломировалась. Решением руководства училища её направили на стажировку учительницей музыки и пения в московскую среднюю школу № 621. Учительницей Пугачёва проработала полгода: с сентября 1968 по январь 1969 годов. В конце концов, в мае 1969 года она сдала госэкзамены и окончила дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища по специальности «Дирижирование хором» с присвоением ей квалификаций «Дирижёр хора», «Учитель пения в общеобразовательной школе», «Преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе».

1969—1974: Начало профессиональной карьеры

В апреле 1969 года Пугачёва устроилась солисткой и концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Там она познакомилась с цирковым артистом-клоуном Миколасом Орбакасом, её будущим мужем. Летом 1969 года Пугачёва со студентами ГУЦЭИ, в том числе с Орбакасом отправилась на гастроли по областям средней полосы России в составе сборной эстрадной программы «Бумажный кораблик».

8 октября 1969 года Пугачёва вышла замуж за Миколаса Орбакаса. В браке с ним она официально носила фамилию Орбакене, однако выступала на концертах под своей девичьей фамилией Пугачёва.

В октябре 1969 года Пугачёва уволилась из ГУЦЭИ и устроилась в Липецкую филармонию солисткой ВИА «Новый электрон» под упр. Валерия Приказчикова. Помимо концертов в Липецке, Липецкой области и близлежащих областях, Пугачёва в составе ансамбля гастролировала по многим маленьких городкам, посёлкам и деревням Крайнего Севера в Архангельской области, республиках Коми и Карелии.

В августе 1970 года Пугачёва уволилась из Липецкой филармонии и ВИА «Новый электрон». Она устроилась в Росконцерт солисткой Московской областной филармонии, где в то время работал её муж Миколас Орбакас. От филармонии вместе с мужем Пугачёва выступала в сборных концертах по Сибири и Дальнему Востоку, а в новогодние праздники они подрабатывали играя новогодние утренники в детских садах Подмосковья. Пугачёва выступала вплоть до 7 месяца беременности и лишь марте 1971 года уволилась из филармонии и ушла в декретный отпуск.

25 мая 1971 года у Пугачёвой и Орбакаса родилась дочь Кристина Эдмундовна Орбакайте.

После родов Пугачёва некоторое время жила на родине мужа в Литве в городе Паланга. В декретном отпуске она пробыла недолго и спустя 6 месяцев после родов, в ноябре 1971 года стала солисткой ВИА «Москвичи» под упр. Геннадия Пузырёва. В составе ансамбля она выступала с солистами Юлием (Июлием) Слободкиным, Олегом Ухналёвым и Георгием Мамиконовым.

Однако в ВИА «Москвичи» Пугачёва проработала всего два месяца и в январе 1972 года, уволившись из ансамбля, стала солисткой эстрадного джазового оркестра под упр. Олега Лундстрема (Росконцерт). В составе оркестра она принимала участие в концертной программе оркестра «Нам 15 лет» и гастролировала по многим крупным городах СССР, а 14—28 сентября 1972 года прошли её первые зарубежные гастроли: она приняла участие в фестивале джаза «Jazz Jamboree» в Варшаве (Польша), а также в концертах по городам Польши. В октябре 1972 года на гастролях в Ленинграде Пугачёва познакомилась с поэтом-песенником Ильёй Резником, который предложил ей песню «Посидим, поокаем».

В мае 1973 года Пугачёва покинула оркестр Лундстрема и вновь стала солисткой Московской областной филармонии, где по-прежнему работал её муж Миколас Орбакас. Будучи солисткой филармонии Пугачёва работала в жанре детских песен, в частности записала с Эдуардом Хилем песни к детскому музыкальному аудиоспектаклю «Дважды два — четыре».

В ноябре 1973 года Пугачёва развелась с Миколасом Орбакасом и ушла из Московской областной филармонии. Она устроилась в Москонцерт и стала солисткой обновлённого состава ВИА «Москвичи» под упр. Виталия Кретюка. В составе ансамбля она выступала в Москве и других городах СССР. 14 мая 1974 года в московском ДК Железнодорожников состоялась премьера концертной программы ансамбля «Ты, я и песня», режиссёром-постановщиком которой являлись Наум Брод, а солистами — Алла Пугачёва и Юлий Слободкин. Они пели преимущественно дуэтом, хотя у Пугачёвой было и несколько сольных номеров. Вплоть до октября 1974 года Пугачёва и Слободкин выступали с этой программой на концертных площадках Москвы в первом отделении концертов Романа Карцева и Виктора Ильченко, а также других более именитых звёзд.

В октябре 1974 года Пугачёва приняла участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с песнями «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов». По итогам выступления Пугачёвой отказались присуждать призовое место, однако члены жюри Иосиф Кобзон, Гелена Великанова и Константин Орбелян настояли на том, чтобы молодую солистку не обошли стороной. В итоге под их напором остальные члены жюри всё же согласились присудить Пугачёвой «утешительную» третью премию, которую она разделила вместе с Шайгеном Айрумяном, Борисом Лехтлааном, Сергеем Морозом, и таким образом стала лауреатом конкурса. Первую премию получили Валерий Чемоданов и Ренат Ибрагимов. Во время этого конкурса Пугачёва познакомилась с людьми, впоследствии сыгравшими немаловажную роль в её творческой биографии — Евгением Гинзбургом, Раймондом Паулсом, Константином Орбеляном.

1975—1976: ВИА «Весёлые ребята» и «Арлекино»

После участия в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Алле Пугачёвой поступило предложение от руководителя ВИА «Весёлые ребята» Павла Слободкина стать солисткой его ансамбля. Уже в ноябре 1974 года она уволилась из ВИА «Москвичи» и стала солисткой ВИА «Весёлые ребята». Поскольку Пугачёва по образованию являлась дирижёром хора и хорошо интонировала, то поначалу Слободкин ставил её за кулисы на бэк-вокал. Однако вскоре Слободкин стал отводить Пугачёвой две песни в первом отделении, а затем по две песни в обоих отделениях (конце первого и начале второго).

В начале 1975 года Пугачёву выбрали представителем СССР на XI международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Изначально представлять СССР должен был Георгий Минасян, однако он был отстранён от участия из-за подозрений в гомосексуализме. Константин Орбелян предложил Министерству культуры кандидатуру Аллы Пугачёвой, поскольку она являлась лауреатом всесоюзного конкурса. В итоге её кандидатура была одобрена и с марта 1975 года Пугачёва начала подготовку к конкурсу. Она выбрала песню болгарского автора и исполнителя Эмила Димитрова «Арлекино». Павел Слободкин сделал новую аранжировку, Борис Баркас написал русский текст, а Пугачёва добавила смех в конце припевов. В мае 1975 года она стала «обкатывать» песню на концертах.

2 июня 1975 года Пугачёва отправилась на «Золотой Орфей». 4 июня она участвовала в конкурсе новых болгарских песен с песней «Я вновь хочу увидеть Ленинград», а 5 июня — в международном конкурсе исполнителей с песнями «Ты снишься мне» и «Арлекино». Исполнение «Арлекино» настолько восхитило болгарскую публику, что Пугачёвой пришлось повторить песню «на бис». По итогам выступления жюри единогласно присудило Пугачёвой главный приз фестиваля — гран-при — золотую статуэтку Орфея. 4 июля 1975 года фестиваль транслировало Центральное телевидение СССР. С этого момента Пугачёва обрела популярность в Советском Союзе, а песня «Арлекино» стала её визитной карточкой.

Уже 20 июля 1975 года вышел в свет первый сольный релиз Пугачёвой — миньон «Арлекино», на котором она впервые была представлена как единственный исполнитель. Миньон составили ставшие популярными песни «Арлекино», «Посидим, поокаем» и «Ты снишься мне». Общий тираж пластинки составил 14 миллионов экземпляров.

На волне успеха Пугачёвой на «Золотом орфее» на протяжении 1976 года её приглашали на престижные международные фестивали. В январе 1976 года она участвовала в международной музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах (Франция), где ей аккомпанировал ВИА «Песняры». По результатам выступления Пугачёву пригласили на гастроли в США. В апреле 1976 года Пугачёва с «Весёлыми ребятами» отправилась в ГДР в месячный промотур предстоящих гастролей ансамбля. Несмотря на присутствие ансамбля, всё внимание публики уделялось фактически ей, а сам ансамбль воспринимался как «довесок к Пугачёвой». В ходе тура она приняла участие во множестве сборных концертов и популярных передач на немецком телевидении и радио, записала сингл «Harlekino», о ней сняли документальный фильм. В мае—июне 1976 года Пугачёва с ансамблем гастролировала по городам Чехословакии и Болгарии. В Чехословакии Пугачёва была почётной гостьей международного фестиваля «Братиславская лира», а в Болгарии — почётной гостьей фестиваля «Золотой Орфей». В августе 1976 года она выступила в рамках концерта звёзд XVI международного фестиваля песни «Сопот-76» в Польше. В сентябре 1976 года Пугачёва с ансамблем гастролировала по городам ГДР и приняла участие в Шлягер-фестивале в Дрездене.

В конце 1975 — начале 1976 года репертуар Пугачёвой значительно пополнился новыми песнями. Со временем ей стало отводится полностью второе отделение в концертах «Весёлых ребят» и они постепенно становились чуть ли не аккомпанирующим коллективом певицы. Это вызвало недовольство у многих музыкантов, а затем и у руководителя ансамбля — Павла Слободкина. На этой почве между Пугачёвой и Слободкиным произошёл конфликт и 30 сентября 1976 года она уволилась из ансамбля и Москонцерта.

После ухода из ВИА «Весёлые ребята» Пугачёва в октябре 1976 года стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Армении под упр. Константина Орбеляна, числясь в Росконцерте. В составе оркестра она выступала в сборных концертах в московском ГЦКЗ «Россия», где исполняла 4 песни. Однако в оркестре Орбеляна Пугачёва проработала недолго. В ноябре 1976 года Пугачёва познакомилась с Александром Стефановичем, в будущем — её вторым мужем. По его совету уже в декабре 1976 года она покинула коллектив Орбеляна, чтобы начать сольную карьеру. Она уволилась из Росконцерта и снова стала солисткой Москонцерта.

В 1976 году Пугачёва впервые стала лауреатом фестиваля «Песня года». В заключительном концерте «Песни-76» она исполнила ставшую популярной песню «Очень хорошо» (муз. А. Мажукова, сл. Д. Усманова). Тогда же, в 1976 году Пугачёва впервые приняла участие в новогодней телепередаче «Голубой огонёк», причём не только как исполнительница, но и как соведущая программы.

1977—1978: После «Арлекино»: Начало сольной карьеры. Успех

В декабре 1976 — январе 1977 года Пугачёва отправилась в свои первые «пробные» сольные гастроли в Харьков. По приезде Пугачёва познакомилась с местным ансамблем «Ритм» под упр. Александра Авилова и провела с ними первые выступления. По окончании гастролей она предложила ансамблю «Ритм» постоянное сотрудничество с ней и те согласились. Так, харьковский ансамбль стал аккомпанирующим коллективом Пугачевой вплоть до 1980 года.

Зимой 1977 года Пугачёва дала в Лужниках отчётный сольный концерт, по результатам которого она получила «красную строку» от худсовета Москонцерта, дающую право на сольные выступления в СССР и за его пределами. Так, в 1977 году Пугачёва стала уже самостоятельной сольной певицей. В течение 1977 года она провела свои первые сольные концерты в крупных городах СССР — Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Риге и других. В мае 1977 года Пугачёва приняла участие в фестивале «Международная эстрадная весна» в Познани (Польша).

В сентябре 1977 года был запущен в производство музыкальный фильм-мелодрама «Третья любовь», в котором Пугачёва играла главную роль — певицу Анну Стрельцову. В дальнейшем по совету Пугачёвой название фильма изменили на «Женщина, которая поёт» по заглавной песне. Специально для съёмок в этом фильме модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы свободное платье-балахон. Этот балахон позволял трансформироваться певице в различные образы — от самых комических до самых трагических, тем самым создавая «Театр Аллы Пугачёвой». В итоге Пугачёва оставила его для своих концертных выступлений. В дальнейшем на протяжении всей творческой карьеры подобного рода платья являлись одной из визитных карточек певицы, важной деталью её сценического образа.

Скандал на съёмках фильма «Женщина, которая поёт»

В мае 1978 года вышел в свет первый сольный студийный альбом Пугачёвой «Зеркало души». Альбом составляли 16 записей 1975—1977 годов преимущественно композитора Александра Зацепина, а также три песни композитора Аллы Пугачёвой (под псевдонимом Борис Горбонос) и по одной песне Бориса Рычкова и Марка Минкова. В конце 1970-х годов альбом стал одним из самых продаваемых в СССР, было выпущено несколько его экспортных вариантов со списком песен на английском, французском, испанском языках. Кроме того, альбом был издан за границей в Болгарии и Чехословакии.

В 1978 году Пугачёва продолжила активно гастролировать, давая концерты в СССР и за рубежом. Во время концерта в Минске в мае 1978 года британские продюсеры пригласили певицу выступить 4 июля 1978 года в совместном концерте с Карлосом Сантаной, Джоан Баэз и другими западными звёздами в Ленинграде на Дворцовой площади. Однако этот концерт не состоялся по идеологическим причинам. Летом 1978 года Пугачёва уволилась из Москонцерта, а ВИА «Ритм» — из Харьковской филармонии. Был создан единый коллектив на базе Росконцерта, концертным директором Пугачёвой стал Евгений Болдин, в будущем — её третий муж.

В августе 1978 года Пугачёва отправилась в польский город Сопот для участия во II международном песенном конкурсе «Интервидение-78». Она выступила с песнями «Всё могут короли» и «Сонет Шекспира № 90». Результатом её выступления стала победа на фестивале и триумф у польской публики. Ей присудили гран-при «Янтарный соловей» и вручили денежную премию в размере 20 000 злотых, которую она передала в фонд строительства «Международного центра здоровья детей».

1979—1980: «Женщина, которая поёт»

В январе 1979 года в московском Театре эстрады состоялась премьера концертной программы певицы «Женщина, которая поёт». До этого концерты Пугачёвой не имели определённого названия, а в афишах значилось «Поёт Алла Пугачёва». Хотя общий песенный костяк программы был сложен ещё в 1978 году, в ней было много новых песен. Помимо Москвы в 1979 году программу Пугачёва представила во многих крупных городах СССР; она стала своеобразным промотуром одноимённого фильма.

5 марта 1979 года во всесоюзный кинопрокат вышел кинофильм «Женщина, которая поёт». Фильм собрал 54,9 млн зрителей и занял в советском кинопрокате 1979 года первое место; Пугачёва по результатам опроса журнала «Советский экран» была названа «Лучшей актрисой года». После выхода в прокат фильм получил множество отзывов и рецензий в прессе, как положительных, так и отрицательных и вызвал бурную полемику в обществе, однако не сколько вокруг себя, сколько вокруг певицы.

В течение 1979 года Пугачёва трижды посетила ГДР, где выступала в сборных концертах и популярных телепрограммах. 5 июля 1979 года в Москве она дала совместный концерт с Джо Дассеном по случаю открытия олимпийской гостиницы «Космос». 25 августа 1979 года Пугачёва как почётный гость выступила в гала-концерте III международного фестиваля «Интервидение-79» в Сопоте (Польша).

В 1979 году вышел второй альбом певицы «Арлекино и другие», в который вошли записи периода работы в ВИА «Весёлые ребята». В 1980 году вышло ещё два альбома певицы: «Поднимись над суетой», состоящий из песен 1978—1979 годов композитора Пугачёвой и «То ли ещё будет» с записями 1977—1979 годов. Помимо этих пластинок вышло несколько синглов, а также альбомы в Японии, Финляндии, Болгарии и Чехословакии.

В первой половине 1980 года Пугачёва продолжила выступления с программой «Женщина, которая поёт» в Омске, Баку, Варшаве и других городах Польши, Ленинграде. Однако из-за подготовки к съёмкам в фильме «Рецитал», а также подготовки новой концертной программы для гостей «Олимпиады-80» Пугачёва гастролировала относительно мало. В мае 1980 года она приняла участие в песенном фестивале «Международная эстрадная весна» в Познани (Польша), а также в нескольких сборных концертах в рамках «Дней культуры СССР в Польше».

14 июня 1980 года Пугачёва провела своё последнее выступление с ВИА «Ритм». На базе безымянного ансамбля под управлением Ю. Шахназарова, некоторых музыкантов, пришедших из «Ритма», она организовала группу «Рецитал». 21—25 июля 1980 года в московском Театре эстрады певица дала концерты для иностранных гостей «Олимпиады-80». Эти концерты стали первой совместной работой Пугачёвой и группы «Рецитал», которая в дальнейшем вплоть до окончания музыкальной карьеры в 2010 году неизменно оставалась её аккомпанирующим составом.

В августе 1980-го певица приступила к съёмкам в кинофильме «Рецитал». Режиссёром картины выступил муж певицы Александр Стефанович. Фильм задумывался как музыкальная драма о певице, на пике своей популярности теряющей голос и вынужденной бросить эстраду. Однако на начальном этапе съёмок руководство Мосфильма отстранило Пугачёву от участия в картине. Причиной этого стал скандал, устроенный ею на съёмочной площадке. Это привело к разрыву отношений между Пугачёвой и Стефановичем и последующему разводу. Впоследствии, с несколько изменённым сценарием и другими песнями, фильм вышел под названием «Душа» (1982). Главную роль в нём сыграла София Ротару.

Подготовка к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей «Олимпиады-80» отнимала у Пугачёвой много времени. Следствием этого стало редкое появление певицы на телевидении, что сказалось на её популярности. Впервые за 4 года Пугачёва не стала лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня Года». В целом, 1980 год был трудным и переломным в творческой и личной жизни певицы, отделяющим «Пугачёву 1970-х» от «Пугачёвой 1980-х».

1981—1983: Новые сотрудничества. «Монологи певицы»

Основная статья: Монологи певицы

В ночь с 31 декабря 1980 года на 1 января 1981 года в новогодней телепередаче «Голубой огонёк» в исполнении Пугачёвой прозвучала песня «Маэстро» на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника. Благодаря этой песне в дальнейшем был создан творческий тандем Резник—Паулс—Пугачёва и такие известные песенные произведения как «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.

В июне 1981 году Пугачёва окончила режиссёрский факультет ГИТИСа по специальности «Эстрадная режиссура». В качестве дипломной работы она представила свою новую концертную программу «Монологи певицы». Защита дипломной работы состоялась в концертном зале Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского в Москве и представляла собой закрытый концерт для офицеров. Уже с июля 1981 года Пугачёва отправилась представлять новую концертную программу во многих крупных городах СССР и за рубежом. В течении 1981—1983 годов Пугачёва представила «Монологи певицы» в 15 крупных городах СССР, а также в 10 странах помимо СССР.

Осенью 1981 года певица дала серию концертов по городам Чехословакии, где также выступила на международном фестивале «Intertalent '81» в качестве почётного гостя. Также Пугачёва провела гастроли по городам Австрии и Финляндии, где приняла участие в международном фестивале политической песни в Хельсинки. Весь сбор средств от финских концертов был направлен в фонд Всемирного Совета Мира на кампанию в поддержку всеобщего полного разоружения. По итогам этих гастролей генеральный секретарь Всемирного Совета Мира Р. Чандра наградил Пугачёву медалью «За содействие делу борьбы за мир». Также в 1981 году Пугачёвой был присуждён приз «Золотой микрофон» от западно-германской фирмы «Dynacord» «За выдающуюся эстрадную деятельность, завоевавшую широкую международную популярность».

В конце 1981 года Пугачёва с Игорем Кио стала соведущей новой телепрограммы «Новогодний аттракцион», в которой звёзды эстрады и кино выступали в цирке в непривычных для себя амплуа. Сама Пугачёва стала ассистенткой фокусника Кио. Премьера первого выпуска «Новогоднего аттракциона» состоялась 2 января 1982 года. В то же время Пугачёва выступила в роли исполнительницы, ведущей и режиссёра-постановщика творческих вечеров Раймонда Паулса «У нас в гостях Маэстро», которые прошли 21—29 декабря 1981 года в московском Театре эстрады.

Практически весь 1982 год певица провела в зарубежных гастролях: в ГДР, Югославии, Румынии, Венгрии, Италии. 3—7 июня 1982 года она являлась почётной гостьей XVI международного песенного конкурса «Золотой Орфей '82» в Болгарии; 28 июня 1982 года Пугачёва выступила в Париже в знаменитом зале «Олимпия». Французская пресса дала множество положительных отзывов и рецензий относительно того выступления. Помимо этого, Пугачёва снялась в кинофильме «Любовью за любовь», а также приняла участие в первом советско-американском телемосте Москва—космос—Калифорния, который так и не был показан советским телезрителям.

2 января 1983 года во втором выпуске праздничной телепередачи «Новогодний аттракцион» в исполнении Пугачёвой прозвучала её новая песня «Миллион алых роз», которая вскоре стала настоящим хитом не только в СССР, но и за его пределами. Особенной популярностью она пользовалась в Японии.

В 1983 году участники шведской поп-группы «ABBA» Бьёрн Ульвеус и Бенни Андерссон приступили к работе над мюзиклом «Шахматы». Сюжет мюзикла повествовал о поединке русского и американского шахматистов. По сюжету, победив в чемпионате, русский спортсмен должен был сбежать на Запад с девушкой американца. Для знакомства с атмосферой СССР и сбора дополнительного материала, Ульвеус и Андерссон приехали в Москву, где познакомились с Аллой Пугачёвой и предложили ей исполнить роль жены русского шахматиста. Однако она отказалась от предложения, поскольку чтобы сыграть в мюзикле с фактически антисоветским сюжетом, ей пришлось бы уехать из страны, оставив свою семью.

Помимо гастролей по городам СССР, в течении 1983 года Пугачёва принимала активное участие во всевозможных международных фестивалях. Так, 27 мая 1983 года певица приняла участие в программе международного фестиваля «Братиславская лира '83» в Братиславе; 12 июня 1983 года в качестве почётного гостя дала концерт под открытым небом в рамках XIX фестиваля советской песни «Подмосковные вечера» в Зелёной-Гуре; в октябре 1983 года являлась гостьей международного фестиваля «Intertalent '81» в Праге; в ноябре 1983 года являлась гостем фестиваля советской песни в Будапеште.

В течении 1981—1983 годов Пугачёва выпустила 9 синглов и пятый номерной альбом «Как тревожен этот путь». Также было выпущено три её зарубежных альбома в Чехословакии и Финляндии.

1984—1985: «Пришла и говорю»

аВ новогоднюю ночь 1984 года в праздничной телепрограмме «Новогодний аттракцион» Пугачёва исполнила две новые песни: «Расскажите, птицы» и «Айсберг». Они были написаны начинающим композитором Игорем Николаевым, который в то время числился музыкантом-клавишником в её группе «Рецитал». С этих песен началось сотрудничество Пугачёвой и Николаева, результатом которого стал альбом «...Счастья в личной жизни!» (1986). Всего же Николаев написал для Пугачёвой более 30 композиций.

В начале 1984 года Пугачёва начала подготовку новой сольной программы «Пришла и говорю». Название программе дала одноимённая песня на стихи Беллы Ахмадулиной. Режиссёром-постановщиком выступила сама певица. «Пришла и говорю» по концепции существенно отличалась от предыдущей «Монологи певицы» (1981—1983); она была рассчитана на большие площадки (дворцы спорта и стадионы) и являлась более зрелищной: каждая песня сопровождалась хореографическим номером, определёнными декорациями и визуально-художественными эффектами. Пугачёва позиционировала новую программу не просто как сольный концерт, а как театрализованное представление. Премьера программы состоялась 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». В течение 1984 года певица представила её зрителям Ленинграда и Еревана. В 1985 году она также выступила с ней в Москве, Донецке и Владивостоке.

Одновременно с премьерой программы на Мосфильме начались съёмки кинофильма «Алла», в котором певица играла главную роль. В отличие от предыдущего кинофильма с её участием — «Женщина, которая поёт» (1978), — фильм не имел определённого сюжета и представлял собой музыкальное киноревю, то есть набор клипов и документальных съёмок, освещавших новый этап творчества певицы. На завершающей стадии производства картине было присвоено прокатное название «Пришла и говорю». Во всесоюзный кинопрокат фильм вышел 16 сентября 1985 года.

В 1984 году Пугачёва также снялась в музыкальном кинофильме Г. Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес». В нём она исполнила несколько песен Юрия Чернавского, с которым в то время начала сотрудничество. В их планах было издание целого совместного альбома «Видеомашина», однако проект не был завершён из-за отъезда композитора за границу.

В течение 1984—1985 годов Пугачёва активно гастролировала за рубежом, в частности в странах Скандинавии. Итогом этих гастролей стало издание нескольких синглов и альбомов в Финляндии и Швеции, съёмки в популярных телепрограммах на местном телевидении, а также присвоение в честь Пугачёвой одному из паромов имени «Alla». Судно было спущено на воду в финском порту Котка. В декабре 1984 года на гастролях в Финляндии состоялось вручение певице «Золотого диска» от музыкальной фирмы «Track Music», а в январе 1985 года — «Золотого диска» от фирмы «Мелодия». 10 января 1985 года Пугачёвой было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

В 1985 году Пугачева прекратила активное сотрудничество с Раймондом Паулсом. Премьера последних совместных композиций «Делу время» и «Без меня» состоялась в новогоднюю ночь 1985 года. В конце 1980-х годов имело место недолгое возобновление их сотрудничества: Пугачёва записала несколько его песен, однако всенародными шлягерами эти песни уже не стали.

1985—1993: «Молодёжный» период. Новые образы

1985—1987: «Herreys», Владимир Кузьмин и Удо Линденберг

В марте 1985 года в московском Центре международной торговли состоялись три совместных концерта Пугачёвой и шведской группы «Herreys». В конце августа — начале сентября 1985 года зрителям была представлена программа «Алла Пугачёва представляет...»: уже на большой концертной площадке — сцене Ленинградского СКК им. Ленина было дано 7 совместных концертов со шведской группой. Затем концертная программа была показана зрителям Таллина и Москвы). Всего было дано 25 совместных концертов. Также в октябре 1985 года Пугачёва дала 4 совместных концерта с норвежской группой «Bobbysocks!».

В июле 1985 года певица приняла участие в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В рамках фестиваля она дала несколько совместных концертов с американским исполнителем Дином Ридом и западногерманским рок-исполнителем Удо Линденбергом. В дальнейшем между Пугачёвой и Линденбергом завязалось тесное сотрудничество. В сентябре 1985 года она приняла участие в сольных концертах Линденберга в Эссене, в октябре 1986 года вместе с ним участвовала в большом концерте-манифестации в Хассельбахе, а в августе—сентябре 1987 года состоялись большое турне Пугачёвой и Линденберга «Рок за безъядерный мир к 2000 году» в Москве, Ленинграде, городах Швейцарии и ФРГ. Итогом сотрудничества советской певицы и западногерманского исполнителя стал выпуск сплит-альбома «Песни вместо писем» в июле 1988 года.

Примерно в то же самое время — в начале 1986 года — Пугачёва начала сотрудничество с советским музыкантом и исполнителем, руководителем рок-группы «Динамик» Владимиром Кузьминым. В марте 1986 года в исполнении Пугачёвой и Кузьмина прозвучала песня «Две звезды», которая стала визитной карточкой этого творческого дуэта. Вместе с Кузьминым Пугачёва гастролировала во многих крупных городах СССР, а также за рубежом, в частности выступила на песенном фестивале в Сан-Ремо (Италия) с песней «Надо же» в феврале 1987 года. 30 мая 1986 года после аварии на Чернобыльской АЭС Пугачёва и Кузьмин приняли участие в большом сборном благотворительном концерте-акции «Счёт-904» в Москве в помощь пострадавшим от аварии, а 8 сентября 1986 года в посёлке вахтовиков Зелёный Мыс, неподалёку от Припяти, певица дала концерт под открытым небом для ликвидаторов аварии. Впоследствии ей было присвоено звание ликвидатора аварии на ЧАЭС. В конце 1986 года Пугачёва с Кузьминым приступили к работе над совместным альбомом «Он, она и дождь», однако в середине 1987 года они прекратили своё сотрудничество и альбом так и не был выпущен своевременно. Вышел он спустя 10 лет под названием «Две звезды».

24 августа 1987 года во время гастролей Пугачёвой в Ленинграде произошёл конфликтный инцидент в гостинице «Прибалтийская», получивший широкий резонанс в советской прессе. Информация о скандале попала в ленту ТАСС и была опубликована в зарубежных СМИ. Суть конфликта сводилась в отказе администрации гостиницы предоставить певице заранее забронированный для неё номер. Требования Пугачёвой вселить её именно в этот номер (любимый номер певицы, в котором она всегда останавливалась во время своего пребывания в Ленинграде) были названы «капризом певички». Дальше разговор шёл на повышенных тонах. В результате скандала Пугачёва подверглась резкому остракизму со стороны общества, прессы и Гостелерадио СССР; её песни и выступления были изъяты из теле- и радиоэфиров на несколько месяцев. «Прибалтийский» инцидент стал одним из первых проявлений политики гласности в применении к советской массовой культуре.

Период второй половины 1985 года — начала 1988 года является первой волной нового, т. н. «молодёжного» периода в творчестве Пугачёвой. В это время певица поменяла имидж: на смену бесформенным концертным балахонам пришли современные брючные костюмы; аранжировки большинства композиций были выполнены в рок-стилистике, да и в текстах песен стала превалировать рок-тема. В этот период певица активно гастролировала в капиталистических странах, таких как Швеция, Финляндия, Норвегия, ФРГ, Бельгия, Италия, Австрия, Нидерланды, Япония, Швейцария, позиционируя себя рок-певицей.

1988—1993: создание «Театра песни» и «Рождественских встреч». Сергей Челобанов

Основная статья: Рождественские встречи

1994—1996: Свадьба с Ф. Киркоровым и творческий отпуск

1997—2000: Возвращение на сцену: «Избранное» и «Да!»

В 1997 году совместно с корпорацией «Эконика» Пугачёва под брендом «Alla Pugachova» выпустила свою марку обуви. Обувь стала самым успешным непесенным бизнес-проектом певицы.

15 апреля 1997 года в СК «Олимпийский» состоялся грандиозный концерт «Сюрприз для Аллы Борисовны» в честь дня рождения певицы. На том концерте около сорока звёзд эстрады перепели известные песни Пугачёвой. Со временем подобное стало происходить чуть ли не ежегодно (некоторые отчётные концерты «Фабрики Звёзд», программа «Большая премьера», «„День Пугачёвой“ на конкурсе „Пять звёзд“» в Сочи, концерты «С днём рождения, Алла!», «Песни для Аллы» и другие). В финале концерта выступила сама Пугачёва, она исполнила несколько песен, в том числе и «Примадонну», с которой через две недели ей предстояло выступить на «Евровидении».

История с «Евровидением» началась в январе 1997 года, когда телеканал «ОРТ», как член Европейского вещательного союза выбрал для представления страны на этом конкурсе Валерия Меладзе. О

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Российский Диалогв Google+